C начала 2015 года вступает в силу огромное количество поправок в налоговое законодательство. Существенно изменится и законодательство о страховых взносах. Мы подготовили краткий обзор этих и других изменений, которые бухгалтеры должны учитывать в работе в 2015 году (для получения более подробной информации по той или иной теме нужно пройти по гиперссылкам на материалы, указанные в статье).
Первая часть Налогового кодекса В ИФНС нужно направлять электронную квитанцию о приеме документов, высланных инспекцией Данное новшество касается тех, кто обязан представлять электронные декларации. С 1 января 2015 года такие налогоплательщики обязаны обеспечить получение от налоговиков документов в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора ЭДО. Это требование нового пункта 5.1 ст. 23 НК РФ. Речь идет о получении, в том числе, требований о представлении документов или пояснений, уведомлений о вызове в инспекцию. Получив документы, налогоплательщики обязаны передать налоговикам электронную квитанцию о приеме. Её нужно передать в инспекцию в течение шести рабочих дней со дня отправки документов налоговиками. Блокировка счетов: новые основания и последствия
C 1 января 2015 года налоговая инспекция вправе приостановить операции по банковским счетам, а также переводы электронных денежных средств, если налогоплательщик не направит им квитанцию о приеме документов, о которых говорилось выше (пп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ). Также напомним, что до 2015 года налоговики были вправе приостановить операции по счетам за несвоевременное представление налоговой деклараций.
С 1 января 2015 года уточняется, что решение о приостановлении контролеры вправе вынести в течение трех лет с момента истечения 10 рабочих дней, следующих за окончанием установленного срока представления отчетности (пп. 1 п. 3 ст. 76 НК РФ). Прежде официальные органы настаивали на том, что время для принятия решения о блокировке счета каким-либо сроком не ограничено (письмо Минфина России от 05.05.09 № 03-02-07/1-227). И ещё одно новшество: если налоговая инспекция вынесет решение о приостановлении операций по счетам организации, то банк не вправе открыть организации не только новые счета, но и вклады либо депозиты. Данное положение действует с 6 декабря 2014 года (п. 12 ст. 76 НК РФ). Подробнее см. «В Налоговый кодекс внесены поправки, касающиеся камеральных проверок, штрафов, блокировки счетов и способа сдачи отчетности». В рамках камеральной проверки налоговики смогут запрашивать больше документов и проводить осмотр помещений
С 1 января 2015 года у проверяющих появляются новые полномочия в рамках проведения камеральной проверки деклараций по НДС. Если в ходе проверки будут выявлены противоречия и несоответствия, свидетельствующие о занижении суммы НДС к уплате или о завышении суммы налога к возмещению, то налоговики будут вправе: истребовать счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к операциям, сведения о которых указаны в декларации (например, договоры) — пункт 8.1 ст. 88 НК РФ; осуществлять осмотр территорий, помещений, документов и предметов (п. 1 ст. 92, п. 1 ст. 91 НК РФ). Прежде осмотр в рамках камеральной проверки судьи признавали незаконным (см. «Суд признал незаконным осмотр помещений налогоплательщика во время камеральной проверки»). Подробнее см.: «В Налоговый кодекс внесены поправки, касающиеся камеральных проверок, штрафов, блокировки счетов и способа сдачи отчетности» и «НДС «под колпаком», или всеобщая камералка».
Легализация личного кабинета налогоплательщика
С 1 июля 2015 года физические лица (кроме ИП) смогут с помощью личного кабинета налогоплательщика (который размещен на сайте ФНС России) передавать в налоговую инспекцию документы в электронной форме, подписанные усиленной неквалифицированной электронной подписью (декларации, расчеты, заявления и др.). Налоговики, в свою очередь, тоже будут вправе передавать документы таким способом (ст. 11.2 НК РФ). Однако организации не смогут отчитываться через личный кабинет: для представления электронной отчетности им потребуется пользоваться услугами оператора электронного документооборота. Подробнее см. «Поправки в НК РФ: запрет «бумажных» деклараций по НДС, легализация личного кабинета и новый порядок расчета транспортного налога» и «Компании не смогут сдавать электронную отчетность через личный кабинет». Новый вид контроля — налоговый мониторинг
С 1 января 2015 года НК РФ дополнен разделом V.2 «Налоговый контроль в форме налогового мониторинга». Налоговый мониторинг — одна из форм налогового контроля, которая осуществляется в виде электронного информационного взаимодействия. В рамках мониторинга налоговики смогут получать оперативный доступ к информационным системам налогоплательщика, содержащим информацию бухгалтерского и налогового учета. При этом процедура налогового мониторинга возможна только для крупных организаций, отвечающих следующим критериям: сумма налогов организации должна быть не меньше 300 млн. рублей; доходы должны составлять не меньше 3 млрд. рублей; активы должны быть не меньше 3 млрд. рублей.
Новая обязанность физических лиц
С 1 января 2015 года у физических лиц появляется новая обязанность. Они будут должны сообщать в налоговую инспекцию о наличии объектов обложения транспортным, земельным и налогом на имущество. Эта обязанность возникает в том случае, если физическое лицо за весь период владения объектом никогда не получало уведомлений об уплате налогов и, соответственно, не платило их. Такие физические лица обязаны будут представить налоговикам и правоустанавливающие (правоудостоверяющие) документы. На 2015 год приостановлено действие договора о консолидированной группе налогоплательщиков С 2012 года действуют положения НК РФ о консолидированной группе налогоплательщиков (см. «Налоговый кодекс пополнился главой о консолидированных группах налогоплательщиков»). Данная группа это, по сути, добровольное объединение организаций, которые являются плательщиками налога на прибыль с учетом совокупного финансового результата. Эта группа действует на основании зарегистрированного договора (п. 1 ст. 25.1 НК РФ). При этом с 25 декабря 2014 года действует положение о том, что если указанный договор или изменения в нем, связанные с присоединением к группе новых организаций, зарегистрированы налоговыми органами в течение 2014 года, то они будут действовать только с 1 января 2016 года (ст. 8 Федерального закона от 24.11.14 № 366-ФЗ). Иными словами, законодатели, по сути, приостановили действие обозначенных договоров на 2015 год. Новые условия признания недоимки безнадежной к взысканию В статье 59 НК РФ приведены случаи, когда недоимка и задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за организацией, признаются безнадежными к взысканию. К таким случаям относятся, например, ликвидация организации или судебное решение.
С 1 января 2015 появляется ещё одно основание для признания недоимки безнадежной. Такой недоимкой может признаваться задолженность, числящаяся на 1 января 2015 года за организациями, которые отвечают признакам недействующего юридического лица и не находятся в процедурах, применяемых в деле о банкротстве. Подробнее об условиях списания недоимки см. «Поправки в НК РФ: запрет «бумажных» деклараций по НДС, легализация личного кабинета и новый порядок расчета транспортного налога».
Новая глава в НК РФ: контролируемые иностранные компании и контролирующие лица
С 1 января 2015 года НК РФ введена новая глава 3.4 «Контролируемые иностранные компании и контролирующие лица». Положения этой главы связаны, в частности, с установлением контроля за прибылью, полученной в оффшорных компаниях. Вводятся и раскрываются понятия «контролируемой иностранной компании» и «контролирующих лиц». Законодатели предусмотрели, что прибыль иностранной компании должна учитываться при расчете налоговой базы контролирующего лица (ст. 25.15 НК РФ). Также для контролирующих лиц предусмотрели ответственность. Она может наступить, в частности, в следующих случаях: если не представить финансовую отчетность и аудиторское заключение вместе с декларацией, штраф может составить 100 000 рублей (п. 1.1 ст. 126 НК РФ); если не уведомить о контролируемых иностранных компаниях, штраф — 100 000 рублей (ст. 129.6 НК РФ); если не включить в налоговую базу долю прибыли контролируемой иностранной компании, штраф может составить 20 процентов от суммы налога, но не менее 100 000 рублей (ст. 129.5 НК РФ).
Новые сообщения в налоговую инспекцию
С 1 января 2015 года за налогоплательщиками закреплена новая обязанность по сообщению в налоговую инспекцию дополнительной информации (подп. 2 п. 2, п.3.1 ст. 23 НК РФ): об участии в российских и иностранных организациях (если доля участия превышает 10 процентов); об учреждении иностранных структур без образования юридического лица, а также о контроле над ними; о контролируемых иностранных компаниях. Также введена ещё одна обязанность, касающаяся только иностранных организаций. Если у иностранной организации есть недвижимое имущество (которое облагается налогом на имущество организаций), то она обязана сообщить о своих участниках (учредителях) в налоговую инспекцию по месту нахождения недвижимости (п. 3.2 ст. 23 НК РФ). В противном случае возможен штраф в размере 100 процентов от суммы налога на имущество (п. 2.1 ст. 129.1 НК РФ).
Постановка на учет по месту нахождения недвижимого имущества при реорганизации
С 1 января 2015 года начинает действовать пункт 5.2 ст. 83 Налогового кодекса. Данным пунктом предусмотрено, что организацию, получившую недвижимое имущество в результате реорганизации, налоговая инспекция поставит на учет самостоятельно (по месту нахождения имущества, на основании сведений о реорганизации из ЕГРЮЛ). Прежде налоговики предлагали организациям обращаться с заявлениями о постановке на учет (письмо ФНС России от 08.04.14 № СА-4-14/6539). Постановка на учет подразделений иностранных организаций Если у иностранной организации есть аккредитованные филиалы или представительства, то с 1 января 2015 года такой организации не нужно направлять в налоговую инспекцию заявления о постановке их на учет. Все необходимые данные для постановки на учет налоговики возьмут из госреестра. Остальные обособленные подразделения подлежат постановке на учет в общем порядке, то есть на основании заявления (п. 3 ст. 83 НК РФ).
Налог на добавленную стоимость (глава 21 НК РФ) Новая форма декларации и ее заполнение
С 1 января 2015 года в декларацию по НДС потребуется включать сведения, которые содержатся: в книге покупок и книге продаж; в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур (когда деятельность осуществляется в интересах другого лица на основе посреднических договоров); в выставленных счетах-фактурах (для лиц, указанных в пункте 5 ст. 173 НК РФ, которые выставляют покупателям счета-фактуры с НДС). Декларацию по новой форме потребуется представлять начиная с отчетности за I квартал 2015 года.
Новая форма декларации утверждена приказом ФНС от 29.10.14 № ММВ-7-3/558@. Новые сроки представления декларации и уплаты НДС
С 1 января 2015 года «сдвигаются» сроки представления декларации по НДС и уплаты налога: представлять декларацию следует не позднее 25 числа месяца, который следует за отчетным кварталом (п. 5 ст. 174 НК РФ); уплачивать налог следует не позднее 25-го числа месяца (п.1 ст. 174 НК РФ, п. 5 ст. 173 НК РФ). Подробнее об изменении сроков см. «Изменены сроки представления РСВ-1, 4-ФСС и декларации по НДС, а также сроки уплаты данного налога». «Бумажная» декларация по НДС не считается представленной Если плательщики НДС, которые обязаны отчитываться в электронном виде, представят декларацию по НДС на «бумаге», то такая декларация не будет считаться представленной.
С 1 января 2015 года это закреплено в пункте 5 ст. 174 НК РФ. Причем, это касается и уточненных деклараций, которые будут подаваться после 1 января 2015 года. Представление декларации «на бумаге» с большой вероятностью повлечет для налогоплательщиков негативные последствия, а именно: привлечение к ответственности (ст. 119 НК РФ); приостановление операций по счетам (п. 3 ст. 76 НК РФ). Подробнее см. «С 2015 года декларация по НДС, сданная в бумажном виде, будет считаться непредставленной», «Поправки в НК РФ: запрет «бумажных» деклараций по НДС, легализация личного кабинета и новый порядок расчета транспортного налога».
Источник: БухОнлайн.ру