Новая декларация по НДС: как изменились форма и порядок ее заполнения

Декларацию по НДС за I квартал 2015 года нужно будет представить в инспекцию по новой форме (утверждена приказом ФНС России от 29.10.14 № ММВ-7-3/558@). Давайте разберемся, в каких целях была обновлена декларация, чем новая форма отличается от прежней и что изменилось в порядке заполнения декларации по НДС.

Почему увеличен объем декларации Новая форма декларации гораздо объемнее предыдущей. Связано это с тем, что с 1 января 2015 года пункт 5.1 ст. 174 НК РФ требует включать в декларацию дополнительные сведения, содержащиеся: в книге покупок и книге продаж налогоплательщика; в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур; в выставленных счетах-фактурах.

Сведения из книги покупок и продаж

Напомним, что в целях определения суммы НДС, подлежащей вычету, необходимо вести книгу покупок. В ней покупатели регистрируют выставленные продавцами электронные и (или) составленные на «бумаге» счета-фактуры. Чтобы определить сумму НДС, причитающуюся к уплате в бюджет, ведется книга продаж. Для сведений из книги покупок и книги продаж в декларации появились новые разделы 8 и 9. Их потребуется заполнять по каждому счету-фактуре. То есть при большом количестве счетов-фактур потребуется заполнять много разделов (см. Таблицу 1).

Таблица 1: разделы 8 и 9 Новый раздел

Новый раздел

Комментарий

Раздел 8 «Сведения из книги покупок об операциях, отражаемых за истекший налоговый период».

Этот раздел должны заполнять налогоплательщики (налоговые агенты) в случаях возникновения права на налоговые вычеты за истекший налоговый период (п. 45 Порядка заполнения декларации). В него переносятся данные, которые зафиксированы в книге покупок за отчетный квартал. Так, в частности:

  • на первый лист раздела переносятся данные из граф 1-8 книги покупок (например, код вида операции, номер и дата счета-фактуры продавца, дата принятия на учет товара, номер и дата платежного поручения, дата принятия товара на учет);
  • на второй лист переносятся данные из граф 10-16 книги покупок (например, ИНН и КПП продавца, стоимость покупки по счету-фактуре, общая сумма налога).

К разделу 8 есть приложение. Его потребуется заполнить, если по истечении налогового периода, за который представляется декларация, в книгу покупок вносились изменения.

Раздел 9 «Сведения из книги продаж об операциях, отражаемых за истекший налоговый период».

Раздел заполняется налогоплательщиками (налоговыми агентами) во всех случаях, когда возникает обязанность по исчислению НДС (п. 47 Порядка заполнения декларации):

  • в раздел переносятся данные из книги продаж за отчетный квартал. Их следует брать из граф 1-19 книги продаж;
  • приложение к разделу заполняется в случаях внесения изменений в книгу продаж за истекший налоговый период.

Проверка сведений на стороне ИФНС

При этом в информационной системе ФНС ежеквартально будет происходить перекрестная сверка всех счетов-фактур между продавцами и покупателями (см. «НДС «под колпаком», или всеобщая камералка»).

«В книге продаж поставщика обязательно должна найтись запись, которая соответствует записи в книге покупок покупателя. Если в процессе сверки контрагент не будет найден или обнаружатся разногласия по суммам, номерам счетов-фактур и другим реквизитам, налоговая направит компании требование о представлении пояснений», — комментирует Светлана Стрельникова.

Чем рискуют компании Прежде всего, это большое количество требований, по которым придется давать пояснения. Практика показывает, что расхождений может быть очень много. Чаще всего путаница возникает в номерах документов, датах, суммах, ИНН-КПП организаций. По каждому расхождению придется представлять пояснения, а это огромная нагрузка на бухгалтерию.

Второй риск — отказ в вычете НДС. По результатам камеральной проверки налоговый орган может отказать компании в вычете НДС. А это, в свою очередь, приведет к начислению пеней и штрафам.

Как снизить риски Самый надежный способ избежать расхождений — вести электронный документооборот. То есть обмениваться с контрагентами юридически значимыми электронными счетами-фактурами через оператора ЭДО. В этом случае покупатель и продавец работают с одним и тем же электронным документом, автоматически принимая его к учету.

Если же компания ведет бумажный документооборот, то бухгалтеру придется в течение квартала регулярно сверяться с контрагентами, сопоставляя данные не только в счетах-фактурах, но и в книгах покупок/продаж и журналах полученных и выставленных счетов-фактур. Процесс трудоемкий, но только он поможет избежать массовых требований со стороны налоговых органов.

Возмещение НДС

Источник: БухОнлайн.ру

Обратная связь

Email:
Тема
Сообщение
Сколько будет 2+3=? (число)

Справочная информация